Строжка является разновидностью тепловой резки металлов. Она применяется при разделке корня сварного шва для последующей подварки, для выплавки дефектных участков сварных швов и пороков в отливках, для удаления приварных временных сборочных приспособлений и т. п. Существует несколько способов строжки, из которых наиболее распространенными в корпусных цехах судостроительных заводов являются газовая и воздушно-дуговая.
Газовая строжка заключается в том, что подогретый кислородно-ацетиленовым пламенем специального резака обрабатываемый металл частично расплавляется и сжигается в струе режущего кислорода, образующиеся окислы выдуваются на поверхность изделия в направлении строжки. В результате на поверхности металла получается канавка в форме полуцилиндра. Газовая строжка проводится строгачом, отличающимся от обычного резака конструкцией головки и мундштуков. Строгачи снабжены набором сменных мундштуков, устанавливаемых в соответствии с глубиной и шириной разделываемой канавки. Режимы газовой строжки назначают в зависимости от толщины обрабатываемого металла и положения конструкции в пространстве.
Газовую строжку начинают с нагрева места начала выплавки до светло-красного каления. При этом ось конца мундштука наклоняют на 60—70° к поверхности обрабатываемого листа так, чтобы светящееся ядро пламени строгача почти касалось поверхности листа. После нагрева участка, с которого начинается плавка, до светло-красного каления, конец мундштука отводят на 10—15 мм от поверхности листа и после пуска режущего кислорода, уменьшив угол наклона мундштука на 20—30°, выполняют строжку. В процессе строжки расстояние от лунки расплавленного металла до конца светящегося ядра подогревательного пламени сохраняется постоянным (10— 20 мм).
Изменяют размеры канавки, не только применяя мундштук другого номера, но и изменяя режимы строжки; увеличивают
глубину канавки, повышая давление кислорода, уменьшают глубину канавки, уменьшая угол наклона мундштука.
В последнее время вместо газовой получает все большее признание воздушно-дуговая строжка. Процесс воздушно-дуговой строжки основан на расплавлении металла электрической дугой, горящей между угольным электродом и обрабатываемой деталью. Расплавленный металл удаляется из образовавшейся канавки струей сжатого воздуха, направляемой параллельно электроду.
Установка для воздушно-дуговой строжки (рис. 7.7) состоит из сварочного генератора и электрододержателя — строгача с присоединенными к нему кабелем и шлангом, по которым подается электрический ток и сжатый воздух. Строгач состоит из ручки, воздушной трубки с вентилем и головки для крепления электрода. К рукоятке подключен воздушный шланг, внутри которого проходит электрический кабель. В качестве электродов применяют сварочные угольные электроды диаметром 6, 8 и 10 мм с омедненной поверхностью. Покрытие медью способствует равномерному сгоранию электродов, уменьшению их расхода и большей устойчивости процесса строжки.
Рис. 7.7. Схема установки для воздушно-дуговой сторожки.
1 — обрабатываемая деталь; 2 — строгач; 3 — сварочный генератор.
Режимы воздушно-дуговой строжки устанавливают в зависимости от размеров канавки и диаметра электрода. Для обеспечения устойчивого процесса строжки необходимо поддерживать постоянными длину дуги и угол наклона электрода. Для увеличения глубины канавки угол наклона электрода увеличивают, а для уменьшения — уменьшают с одновременным увеличением скорости строжки. В последние годы все чаще используют воздушно-дуговую строжку с пластинчатыми электродами. Это позволяет повысить эффективность и качество удаления временных сборочных приспособлений, прихваток и т. п.
Канавки, выполненные газовой и воздушно-дуговой сторожкой, должны иметь гладкие поверхности без значительных изменений глубины и ширины. Отклонение размеров допускается в пределах ±1,5 мм.